Главная \ Аналитические материалы \ Накопленный вред окружающей среде: разрушение здоровья и бюджетов

Накопленный вред окружающей среде: разрушение здоровья и бюджетов

В течение многих десятилетий промышленность СССР, а теперь и России, старалась свести к минимуму затраты на охрану окружающей среды и её восстановление. В результате появилось множество «горячих точек»: свалки, полигоны, шламонакопители, пруды-отстойники, отвалы горных пород и прочие объекты, многие из которых получили название «объекты накопленного вреда окружающей среде».

После распада СССР и приватизации предприятий новые собственники, стремясь снизить издержки, старались снять с себя ответственность за накопленные отходы и вред, причинённый окружающей среде. Проблемные объекты передавали государству или просто бросали. Этот процесс продолжается до сих пор, во многом из-за отсутствия должного правового регулирования и надзора, недостаточных усилий государства для решения этой проблемы. В итоге бремя по очистке земель перекладывается с обладающего экономическими ресурсами предприятия на муниципальное образование или на государство. Таких случаев в России немало. 

Количество объектов накопленного вреда окружающей среде и объём накопленных в них отходов не подсчитаны окончательно, и это вряд ли возможно, так как работа по их внесению в реестр продолжается. Согласно официальным документам, в стране уже накоплено от 40 до 100 миллиардов тонн отходов. Ежегодно в России, по данным Росстата, образуется около 100 миллионов тонн опасных отходов, существенная часть из них не обезвреживается и не утилизируется.

Объекты накопленного вреда окружающей среде негативно влияют на состояние прилегающих к ним земель, подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха. Общее количество людей, испытывающих на себе негативное воздействие объектов накопленного вреда окружающей среде, неизвестно. По информации Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в 2014 году негативному влиянию таких объектов подверглись более 17 миллионов человек. 

Решение проблем, связанных с объектами накопленного вреда окружающей среде, требует больших затрат, а также внесения поправок и дополнений в целый ряд национальных нормативных правовых актов. Существующее законодательство обязывает предприятия восстанавливать окружающую среду во время осуществления и после прекращения хозяйственной деятельности, определяет порядок возмещения и ликвидации нанесённого природе вреда. Однако эти требования практически не реализуются в силу ряда причин правового и практического характера. 

Вышеуказанные причины побудили российское отделение Greenpeace провести исследование и на примере некоторых объектов накопленного вреда окружающей среде показать реальное положение дел, предложить варианты решения проблемы.

Тип документа
Доклад
Год
2020
Автор (ы)
И.П. Блоков
О.Ю. Таргулян
Е.И. Усов
Объем
61 с.
Тематика