В течение многих десятилетий промышленность СССР, а теперь и России, старалась свести к минимуму затраты на охрану окружающей среды и её восстановление. В результате появилось множество «горячих точек»: свалки, полигоны, шламонакопители, пруды-отстойники, отвалы горных пород и прочие объекты, многие из которых получили название «объекты накопленного вреда окружающей среде».
После распада СССР и приватизации предприятий новые собственники, стремясь снизить издержки, старались снять с себя ответственность за накопленные отходы и вред, причинённый окружающей среде. Проблемные объекты передавали государству или просто бросали. Этот процесс продолжается до сих пор, во многом из-за отсутствия должного правового регулирования и надзора, недостаточных усилий государства для решения этой проблемы. В итоге бремя по очистке земель перекладывается с обладающего экономическими ресурсами предприятия на муниципальное образование или на государство. Таких случаев в России немало.
Количество объектов накопленного вреда окружающей среде и объём накопленных в них отходов не подсчитаны окончательно, и это вряд ли возможно, так как работа по их внесению в реестр продолжается. Согласно официальным документам, в стране уже накоплено от 40 до 100 миллиардов тонн отходов. Ежегодно в России, по данным Росстата, образуется около 100 миллионов тонн опасных отходов, существенная часть из них не обезвреживается и не утилизируется.
Объекты накопленного вреда окружающей среде негативно влияют на состояние прилегающих к ним земель, подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха. Общее количество людей, испытывающих на себе негативное воздействие объектов накопленного вреда окружающей среде, неизвестно. По информации Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в 2014 году негативному влиянию таких объектов подверглись более 17 миллионов человек.
Решение проблем, связанных с объектами накопленного вреда окружающей среде, требует больших затрат, а также внесения поправок и дополнений в целый ряд национальных нормативных правовых актов. Существующее законодательство обязывает предприятия восстанавливать окружающую среду во время осуществления и после прекращения хозяйственной деятельности, определяет порядок возмещения и ликвидации нанесённого природе вреда. Однако эти требования практически не реализуются в силу ряда причин правового и практического характера.
Вышеуказанные причины побудили российское отделение Greenpeace провести исследование и на примере некоторых объектов накопленного вреда окружающей среде показать реальное положение дел, предложить варианты решения проблемы.